Сотрудники все время откладывают ваши поручения на потом? Есть ли в вашей организации человек, который постоянно опаздывает, несмотря на все предупреждения? А может, подчиненный вместо результата постоянно потчует вас отговорками «забыл», «не успел», «не понял»? Если хотя бы на один из этих вопросов вы можете дать утвердительный ответ, значит в вашей организации происходят процессы, которые в срочном порядке необходимо устранять. Ведь все эти разнообразные и, на первый взгляд, совершенно не связанные между собой события – это звенья одной цепи, имя которой – сопротивление сотрудников. О причинах и способах преодоления сопротивления подчиненных руководителю рассказывает читателям «Я - номер один» бизнес-тренер Станислав Кузавов.
Ветер перемен
Сама суть сопротивления – это противодействие внедрению новой информации. Природа его возникновения глубоко уходит в комплексуальную структуру нашего характера. То есть: «я не против кого-то или чего-то, я против самих изменений». Это связано с тем, что поведение человека ориентировано, прежде всего, на устойчивость и порядок. При старых условиях человек не напрягается и поступает на автоматизме, не затрачивая много сил на привычные действия. То есть старая ситуация представляется как обыденная и удобная. Как только в эту привычную ситуацию вмешиваются новые условия, каждому человеку приходится к ним приспосабливаться, т.е. преодолевать свое сопротивление изменениям.
Очень часто, сопротивление у человека возникает непосредственно по отношению к носителю новой информации (лидеру, родителю, управленцу, педагогу). Примеров здесь масса – руководитель регулярно ставит перед сотрудниками новые цели, учитель требует от учеников усвоения новых знаний и т.д.
Могу точно сказать, что жизнь без сопротивления не проходит, однако тут вопрос количества. Чем меньше я сопротивляюсь, тем лучше мне становится на самом деле. Когда человек «зависает» в состоянии сопротивления, он отталкивает новую информацию. Однако такое «законсервированное состояние» человека никак не решает возникающие проблемы, а лишь все более накапливает и усложняет их. В итоге, проблемы нарастают как снежный ком. Сначала это мелкие неприятности (занято место на парковке, важная встреча срывается из-за пустяка т. д.), которые со временем приобретают все более серьезный характер (убытки в бизнесе, непрестанные налоговые проверки, штрафы и т.д.).
И, наоборот, при нейтрализации сопротивления появляется драйв от деятельности, готовность браться за новую задачу и с легкостью преодолевать ее. Тогда работа доставляет удовольствие, а также всевозможные блага - не только моральные и эмоциональные, но и физические. Причем, получать их - с легкостью.
На самом деле сам эффект сопротивления настолько силен, что, не умея им управлять, мы тратим очень много энергии и сильно устаем к вечеру, истощаем свои силы на одних и тех же переговорах. Даже за 5-минутный разговор по телефону мы можем быть полностью обессилены, если не понимаем глубину этих процессов. Порой мы очень тратимся на сопротивление другим или самому себе - при этом речь может идти о каком-то пустяке. Знание процессов преодоления сопротивления, позволяет быть более сильным, энергичным и находить наиболее интересные пути решения разных задач.
«Пилюли» от сопротивления
Вспомните, когда вы ставите цель перед своим сотрудником, то наверняка рассчитываете, что работник сделает все так, как это понимаете вы сами. Однако под конец поставленного срока оказывается, что подчиненный не понял, что от него требовалось, и в итоге не смог справиться с поставленной задачей. При этом он использует лишь отговорки, откладывая на вечное завтра выполнение того или иного указания. При этом, одна и та же задача может выполняться в компании бессчетное количество раз – и при этом бессмысленно.
Прежде чем начинать переживать и заставлять сотрудника переделывать задание, вспомните, что человек может иметь здесь свои представления о том, как это сделать. Это так называемое стандартное сопротивление при взаимодействии руководителя и подчиненного, которое возникает практически всегда: я либо знаю - либо нет, либо понимаю - либо нет. Соответственно, либо умею управлять – либо не умею. На самом деле, в такой ситуации нужно действовать совершенно по-другому – так, чтобы настроить и научить сотрудника выполнить эту работу иным способом.
Те, кто не знают вот этих узких моментов, рискуют попасть на удочки неумений или манипуляций своих же сотрудников. Причем ситуация со временем здесь может начать усугубляться. Например, для руководителя компании тревожным сигналом в этом плане должен служить факт неожиданных и неприятных проверок всевозможных инстанций. Так, если вас замучили контрольные мероприятия налоговой, трудовой, санитарной и прочих инспекций, то с вероятностью в 99,9% можно утверждать, что в вашей организации действует сопротивление сотрудников по отношению к руководству.
А суть этой проблемы лежит в изначальном непонимании психических динамик, которые протекают между руководителем и сотрудником. Наша задача - научить таким навыкам лидера, чтобы он сумел легко и свободно взаимодействовать с любым типом подчиненного и достигать поставленных задач.
Итак, для того, чтобы уметь нейтрализовать сопротивление сотрудников, необходимо научиться определять виды сопротивления, управлять ими в зависимости от типов сотрудников. Суть технологии состоит в регулярной тренировке и понимании психологических динамик, которые протекают в вашей организации. Зная эти динамики, абсолютно любую компанию можно привести к результату.
В зависимости от характера изменений сопротивление работников изменениям может принимать разные формы.
Виды сопротивления
Приведу в пример 4 вида сопротивления, которые наиболее часто встречаются в быту, бизнесе и семье.
1. Сознательное сопротивление – когда у человека осознанно выстраивается модель ответа «нет!» на любой призыв. Четко выстроенная логика и жесточайшие факты против того, что происходит сейчас. Эти факты опять же построены на прошлом и могут не иметь отношения к настоящему и будущему. Факты строятся на логике «я так решил», т.е мой ум решил, что поступать таким образом якобы правильно.
2. Бессознательное сопротивление – человек сопротивляется, сам не понимая, зачем он это делает. При этом у него нет рационального объяснения, почему он это делает. Например, любое опоздание человека на работу считается бессознательным сопротивлением. Сюда же относится ситуация, когда сотрудник на вопрос «Почему ты это сделал?» отвечает «Я не знаю». Любые «забыл», «проспал» – это тоже бессознательное сопротивление, которое не контролируется. Но это сопротивление, и с ним нужно работать.
Причина его возникновения - нежелание включать новизну в эту ситуацию. Это называется и бессознательным сопротивлением (или сопротивлением комплекса), когда человек совершает определенные действия, которые якобы позволяют ему получить некое «алиби».
Например, сотрудник опаздывает на работу и думает, что этим самым он сможет уйти от работы. Но это ведь не так. В итоге он продолжает эту линию поведения, но мозги в этом не участвуют. Выглядит глупо, по-детски. Однако, так человек показывает свое сопротивление. Тем не менее, работа должна быть выполнена, а сопротивление нейтрализовано.
3. Сопротивление лидеру - это ситуация, когда люди сопротивляются не самой информации, а информации, исходящей от конкретного человека. То есть другой человек может им эту же информацию спокойно дать, не вызвав никакого сопротивления.
4. Сопротивление по причине трансфера - сопротивление по механизму переноса своей проблемы на проблему босса. То есть человек пытается сделать свою проблему проблемой начальника.
Когда сопротивляется руководитель
Созданию новой услуги сопротивляются именно менеджеры высшего и среднего звена. Серьезный пробел российской системы управления в том, что все отлично планируется и контролируется, но при этом не организовывается и не координируются. То есть мы не умеем делать ничего из того, что нужно, чтобы люди действительно выполняли наше поручение. Мы им только ставим задачи, а потом контролируем. Поэтому в организациях плодятся контролеры, подгоняемые контролерами и которые смотрят за контролерами.
Там, где предприниматель, менеджер или управленец уже давным-давно не показывают своего отношения к делу, а просто используют формулу усеченного западного менеджмента (хорошо планируют и ставят задачи), а потом это компенсируют большим количеством контроля и тотальных проверок, ничего не получится. Они потом сами пожинают свою модель поведения, которую копируют их сотрудники. В свою очередь, начальники среднего звена, насмотревшись на своих руководителей, начинают повторять те же схемы поведения и по отношению к линейным менеджерам. В итоге, за все ошибки вынуждены отвечать именно последние, но они-то как раз и не могут все это сделать, так как попросту не научены.
Только представьте себе: пока в компании существует такое сопротивление, мы приходим к тому, что в понедельник человек идет на работу - и просто не хочет ничего делать! Тут появляется тот, кто весь день будет заставлять его решать какие-то задачи. Заметьте: не учить, не рассказывать, не вдохновлять, не помогать - а именно заставлять работать. Естественно, у сотрудника появляется еще большее отторжение. Но рано или поздно люди начинают искать работу, где их не будут принуждать. Но такой работы не существует... Это значит, что сами мы приходим в тупик.
На самом деле же все зависит от руководителя и его отношения к процессу. Нужно создать условия, при которых люди будут хотеть приходить на работу. И это как раз и есть вопрос работы с сопротивлением.
Итак, работая с нейтрализацией сопротивления сотрудников можно добиться значительных успехов в ускорении рабочих процессов, смелом развитии бизнеса, решении задач при помощи новых оригинальных способов. При этом каждый член такой команды будет с удовольствием выполнять указания руководителя, четко понимая, какой результат от него требуется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий